понедельник, 2 декабря 2024 г.

Схематическая модель планера, о планере и планеризме

Схематическая модель планера, о планере и планеризме

Мы уже говорили о планере — летатель­ном аппарате, внешне напоминающем птицу, летящую с не­подвижно распростертыми крыльями. Люди уже давно изобрели планер: он появился много раньше самолета. Думая о летании по воздуху много сотен лет на­зад, люди не представляли себе полета иначе, как на аппарате, внешне напоминающем птицу и обязательно взмахивающем крыльями. Эти мысли отражены и в работах гениального италь­янского ученого и художника Леонардо да Винчи (1452— 1519 гг.), который оставил по­сле себя ряд эскизов машу­щих летательных аппаратов (рис. 80). 
О полетах при помо­щи взмахов крыльями говорит­ся и в старинных легендах, на­пример в древнегреческом мифе о Дедале. Вот этот миф. Греческий скульптор и архитектор Дедал был приглашен царем острова Крит — Миносом для выполнения ряда работ. Однако Минос не захотел отпустить Дедала и его юного сына Икара, когда положенные по договору работы были выполнены. Под разными предлогами он мешал отъезду скульптора, запретив принимать его на корабли или дать лодку.
Эскизы летательных аппаратов проекты Леонардо да Винчи

Рис. 80. Эскизы летательных аппаратов проекты Леонардо да Винчи 

Дедал твердо решил вернуться на родину. Будучи искусным строителем, он нашел для этого средство: собрав большое ко­личество птичьих перьев, он сделал из них при помощи ниток и воска четыре больших крыла, для себя и Икара.

Прикрепив эти крылья за спиной, Дедал и Икар спрыгнули с башни, в которой были заточены, и полетели над морем, взма­хивая крыльями. В восторге от ощущения полета Икар подни­мался все выше, несмотря на предостережения отца, и прибли­зился к солнцу. Воск, соединявший перья, был растоплен горя­чими лучами солнца, крылья рассыпались и Икар упал в море...

Такова эта легенда. Попытки летать предпринимались и гораздо позже. Однако в конце концов люди поняли, что для подражания машущему полету птиц недостаточно мускульной силы человека. Но птица часто летает и без взмахов, плани­рует или парит в воздухе с неподвижными крыльями.

Заметив это, изобретатели пошли по новому пути—пути создания планеров. В России, как это указывается в рукописи Даниила Заточника, найденной в Чудовом монастыре, такие попытки делались еще до XIII века: уже тогда удавалось лю­дям совершать короткие планирующие полеты.

Однако только в конце прошлого века к созданию планера обратились ученые и инженеры. Подобные опыты делал А. Ф. Можайский. Прежде чем построить свои самолет, Можай­ский вел длительные исследования со змеями-планерами. Однако, решив не отвлекаться от основной задачи — создания самолета (что им было выполнено в 1882 г.), Можайский оста­вил свои опыты с планерами.

Труды Можайского нашли свое продолжение в работах С. С. Неждаиовского, построившего в 90-х годах прошлого века ряд моделей планеров, устойчиво и хорошо летавших после отцепки от троса, на котором эти планеры запускались.

Большой интерес представляли полеты немецкого исследо­вателя Отто Лилиенталя, который, продолжая опыты своих предшественников, выполнил с 189! по 1896 год около 2000 планирующих полетов на сконструированных и построен­ных им балансирных планерах. В августе 1896 года Лилиенталь потерпел аварию и погиб.

Взлет на балансирном планере

Рис. 81. Взлет на балансирном планере

Слово «баланеирный» означает, что планерист во время по­лета сохраняет равновесие, балансируя своим телом (рис. 81).

Профессор Н. Е. Жуковский вел в России пропаганду пла­нирующих полетов. Из числа учеников Жуковского выросло целое поколение русских планеоистов: Б. И. Российский, А. В. Шиуков, К. К. Арцеулов, П. Н. Нестеров, Г. С. Тереверко н др. Многие из них начинали свои полеты на балансирных планерах.

Успехи в области создания самолетов на довольно большой промежуток времени прервали работы над планерами. К ним вернулись после первой мировой войны 1914—1918 гг. Особенно настойчиво постройку планеров и полеты на них развернули немцы.

У них к этому были особые причины: Германия в первой мировой войне потерпела поражение и была лишена права строить военные само­леты и иметь военную авиацию и соответст­вующие летные кадры. Немцам удалось обойти запрещение про­изводства военных са­молетов — они их стали строить в других стра­нах. Но летные кадры пришлось воспитывать в самой Германии. Вот для этой цели и приго­дился планер, который давал возможность бы­стро и без больших за-

Примеру немцев по­следовали многие дру­гие страны. Возникли специальные школы, в

которых обучали планеристов. Авиационные заводы стали про­изводить планеры для учебных целей — простые, дешевые и не­прихотливые машины, которые нетрудно было построить и в ку­старных мастерских.

Вскоре обнаружилось, что легкие планеры способны не только планировать, но и парить, набирая большую высоту, и выполнять многие фигуры пилотажа. Это позволило, наряду с обучением полету, проводить и спортивную работу. Соревно­вания на дальность и продолжительность полета, высоту и грузоподъемность, выполнение фигур и т. п. стали подлинными праздниками планеризма. Они привлекали в планерные школы и в авиацию большое количество молодежи и превратили по­леты на планерах в массовое спортивное движение — пла­неризм.

Разнообразные спортивно-технические задачи, возникавшие перед планеристами, потребовали проектирования и постройки планеров специальных типов. Появилось деление планеров на учебные и спортивные.

Позднее военные специалисты пришли к выводу, что пла­неры как летательные аппараты, имеющие низкую стоимость при высоких аэродинамических качествах, могут быть с успехом использованы для перевозки людей и грузов. Так появились сначала транспортные, а затем и десантные планеры.

Десантом называется высадка войск на территории про­тивника. Ранее были известны морские десанты. С появлением авиации стали возможны и воздушные десанты: войска выса­живались на территории противника из самолетов или плане­ров, которые для этого залетали в тыл противника и совершали там посадку. При невозможности совершить посадку стали сбрасывать войска и вооружение на парашютах (парашютные десанты).

Первые планеры — балансирные — взлетали очень просто. Планерист, подтянув продольные брусья выше поясницы, дер­жал планер на весу. Став против ветра на достаточно крутом склоне (рис. 81), он сбегал по нему вниз против ветра, пока не чувствовал, что крылья дают достаточную подъемную силу. Тогда, подтянув кверху ноги, планерист предоставлял аппарату лететь, сам же заботится лишь о сохранении равновесия.

На балансирном планере планерист все время висит на ру­ках. Так нельзя летать долго, так как планерист, встречая поток во весь рост, увеличивает сопротивление планера. Поэтому от балансирных планеров давно отказались.

Оборудование кабины планера
Рис. 81а. Оборудование кабины планера
Рис. 82б. Рекордный планер общий вид. 

На рис. 82,а и 82,6 показан современный рекордный планер. Основой его являются узкие и длинные крылья. Они крепятся на фюзеляже удобообтекаемой формы. В передней части фюзе­ляжа находится кабина, в которой помещается планерист. В ка­бине сосредоточены приборы, позволяющие планеристу контро­лировать высоту и скорость полета, — указатели высоты (высо­томер) и скорости. Они размешены на приборной доске. Тут же находится прибор, указывающий вертикальную скорость планирования, — вариометр.

Планерист сидит за большим прозрачным «стеклом» (оно выгнуто из прозрачной пластмассы). Ноги планериста покоятся на педалях; поворачивая их, он приводит в движение руль на­правления. В правой руке планериста зажата ручка управления рулем высоты. Ручка и педаль связаны с рулями при помощи тросов. Движением ручки вбок можно управлять элеронами и накренять при их помощи планер или исправлять случайные крены.

Взлетает и садится такой планер на специальную лыжу.

Для взлета планера раньше часто использовали запусЕ( на резиновом шнуре (амортизаторе). К крюку в носовой части планера прицепляли середину длинного резинового амортиза­тора. Планер особым приспособлением закреплялся на земле. Стартовая команда, разбившись на две части, начинала натя-гявать своболные концы амортизатора, слегка расходясь в сто­роны (рис. 83). Когда получившаяся гигантская рогатка была достаточно натянута, планерист при помощи рукоятки, находя­щейся в кабине, освобождал планер от стопора, и планер вы­брасывался в воздух.

Такой запуск можно производить на достаточно крутом склоне. Поэтому, взлетев на амортизаторе, планер может пла­нировать, пока имеется склон.

Описанный старт требует склонов, которые не везле име­ются. Кроме того, он забрасывает планер на малую высоту. По этой причине в СССР давно применяют много других способов запуска планера.

Один из них можно назвать мотостартом. Он осуществляется так. Перед планером, на необходимом удалении от него, уста­навливают моторизованную лебедку. Трос от нее тянется к пла­неру. По сигналу планериста оператор включает барабан лебедки, и трос с обычной скоростью начинает «выбираться» и тянет за собой планер, который, оторвавшись от земли, уходит все выше и выше. В нужный момент планерист сбрасывает трос и переходит в свободный полет.

Другой способ заключается в буксирования! планера само­летом. Самолет и плаиео соединены буксирным тросом и взле­тают вместе. Достигнув заданной высоты, которая может быть большой, планер отцепляется и переходит в свободным полет.

Буксировка планеров самолетом применяется также в тех случаях, когда надо перебросить планеры на большие расстоя­ния. Иногда, если самолет обладает необходимой мощностью, он ведет на буксире два-три и более планеров. Соединение самолета и буксируемых планеров получило название воздуш­ного поезда.

Большой интерес представляет свободный полет на планере. Как известно, планируя по наклонной траектории, планер про­ходит в каждую секунду какой-то путь. Если за ту же секунду воздух, в свою очередь, поднимется вверх, то, увлекая с собой планер, он поднимет и его. В итоге, если скорость восходящего потока воздуха достаточно велика — больше, чем скорость сни­жения планера в неподвижном воздухе, — то планер через 1 секунду окажется не в точке Б {рис. 84), как было бы при от­сутствии восходящих потоков, а в точке В, лежащей выше, чем исходная точка А.

Взлет планера на амортизаторе
Рис. 83. Взлет планера на амортизаторе 

Если вертикальная скорость снижения планера меньше вертикальной скорости восходящего потока, планер не только не опускается но и набирает высоту


Рис. 84. Если вертикальная скорость снижения планера меньше вертикальной скорости восходящего потока, планер не только не опускается но и набирает высоту

Такой полет в восходящих потоках, без потери высоты или с ее набором, называется парением. А как возникают вос­ходящие потоки, мы уже рассказали.

Советские авиаспортсмены добились выдающихся успехов во всех областях планеризма. Если в дореволюционной России полетами на планерах занимались лишь отдельные лица, то после Великой Октябрьской социалистической революции этим спортом стали заниматься сотни и тысячи людей.

Уже в 1921 году в Москве группа военных летчиков органи­зовала планерный кружок «Парящий полет». Члены кружка не только сами проектировали и строили планеры, но и вели орга­низаторскую и агитационную работу. Ими к 1923 году было организовано до 10 планерных кружков: в Москве. Воронеже, Харькове, Подольске, Нарофоминске и др.

В двух московских кружках — «Парящий полет» и Акаде­мии Воздушного Флота — построили планеры системы К. К. Арцеулова, Б. И. Черановского и ныне заслуженного дея­теля науки и техники, а тогда слушателя Академии — В. С. Пышиова. В кружке Академии начинал свою деятельность 72

тогда слушатель, а ныне известный конструктор прославленных самолетов «Ил» С. В. Ильюшин.

В 1923 году вновь организованное Общество Друзей Воз­душного Флота совместно с руководителями кружка «Парящий полет» подготовило первый всесоюзный слет планеристов, кото­рый состоялся в ноябре 1923 года в Крыму, в местечке Кокте­бель, недалеко от Феодосии, И хотя в слете участвовало всего 10 планеров, именно здесь были заложены основы советского планерного спорта.

В 1925 году в СССР уже насчитывалось более 250 планер­ных кружков, объединявших несколько тысяч человек.

В 1925 году наши планеристы участвовали в Международ­ных планерных состязаниях в г. Рон (Германия), откуда верну­лись с четырьмя почетными призами. В том же 1925 году за­рубежные планеристы летали на стартах третьего всесоюзного слета планеристов. Здесь наши планеристы завоевали два миро­вых рекорда.

В последующие годы советские спортсмены устанавливали один рекорд за другим.

В 1936 году мастер советского планеризма В. М. Ильченко установил первый официальный международный рекорд даль­ности полета на многоместном планере, покрыв расстояние 133,4 км. В 1938 году он довел этот рекорд до 552,1 км. В 1937 году планерист Расторгуев на одноместном планере Грошева (ГН-7) показал дальность 652,3 км. Двумя годами позже Ольга Клепикова повысила дальность до 749,2 км. И, на­конец, после перерыва, вызванного Великой Отечественной войной, Ильченко установил новый выдающийся рекорд даль­ности полета на планере, совершив посадку в точке, удаленной от места взлета по прямой, на 825 км.

Авиамоделисты являются младшими братьями планеристов и летчиков-спортсменов. Готовясь вступить в ряды планеристов и летчиков, они приобретают необходимые навыки и знания в процессе постройки и запуска моделей. Однако не сразу удает­ся получить высокие знания и хорошие навыки. Приходится начинать всегда с более простого.

В этой главе приводится описание наиболее простой модели планера, с которой рекомендуется начинать работу над плане­рами. Она называется схематической моделью планера.

Как уменьшить дверной проем по высоте и ширине видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий